Патриарх Кирилл — об угрозе протестов, экономическом неравенстве и цифровых технологиях

«Мы вступили на страшно опасную тропу самоуничтожения»
Патриарх Кирилл — об угрозе протестов, экономическом неравенстве и цифровых технологиях
Патриарх московский и всея Руси Кирилл в честь Рождества дал большое интервью телеканалу «Россия-1», в котором изложил свои взгляды на актуальные общественные и политические проблемы. 
 

 
О добре и зле
 
«В каком случае может и вообще наступит конец света? — задается вопросом Кирилл. — В том случае, если человеческое общество перестанет быть жизнеспособным. В каком случае это может произойти? В том случае, если наступит тотальное господство зла. Система, в которой превалирует зло, не может существовать. И вот, если зло будет нарастать, если зло вытеснит добро из человеческой жизни, тогда и наступит конец», — считает патриарх. Его тревожит, что понятия добра и зла «из абсолютных стали относительными».
 
«Никогда раньше человечество не ставило на одну доску добро и зло, — полагает он. — Были попытки оправдывать зло. В сознании людей и добро, и зло были абсолютными истинами. А сегодня относительными. Когда может безудержно нарастать зло в человеческом обществе? Именно тогда, когда вот эта точка зрения, ставящая на одну доску добро и зло, восторжествует в глобальном масштабе». По его словам, общество переживает «особый период в истории», и Церковь должна предупреждать, что «мы вступили на страшно опасную тропу самоуничтожения».
 
О цифровых технологиях
 
Высказался патриарх и о развитии цифровых технологий. «Несомненно, внедрение цифровых технологий обеспечит большую эффективность процесса принятия решений, что, конечно, хорошо, — сказал он. — Но у Церкви есть еще и другое понятие — безопасность. <…> Церковь очень обеспокоена тем, что современные технические средства способны тотально ограничить человеческую свободу».
 
«Вот приведу вам такой небольшой пример. У нас есть горячие головы, которые с восторгом говорят о необходимости ликвидировать наличные деньги и перейти только на электронные карточки. Это обеспечит прозрачность, контроль, ну, и все те аргументы, с которыми многие хорошо знакомы. И все это так. А если вдруг в какой-то момент исторического развития доступ к этим карточкам будет открываться в ответ на вашу лояльность?» — задает вопрос патриарх.
 
По его словам, сегодня, чтобы получить гражданство одной из европейских стран, людям, которые там живут и которые желают натурализоваться, получить гражданство или вид на жительство, предлагают посмотреть ролик, в котором рассказывается о жизни страны, ее обычаях, законах. В этом ролике, по словам патриарха, ярко представлена тема ЛГБТ, а по просмотру ролика задается вопрос: вы со всем этим согласны? И если человек принимает все изложенное, то он станет либо гражданином, либо получит вид на жительство, а если нет, то не получит…
 
«А если доступ к финансам будет ограничен вот такого рода условиями? — тревожится патриарх. — Вот об этих опасностях сегодня Церковь говорит во весь голос».
 
О расслоении общества
 
Важной проблемой Кирилл считает разницу в доходах между богатыми и бедными. «Расслоение общества — это огромная проблема. Все это сегодня присутствует в нашей жизни. Социализм пытался решить эту проблему. Но давайте честно скажем: он ее не решил», — говорит Кирилл.
 
«Дай Бог, чтобы развитие экономики и правильная внутренняя политика содействовали тому, чтобы преодолевались эти разделения огромные между людьми состоятельными и неимущими. И чтобы справедливость все более и более проникала в недра нашей национальной жизни», — говорит он. По его словам, только сокращение разрыва в доходах может сохранить стабильность в обществе, в противном случае возможен всплеск негатива и критики в отношении власти.
 
«Стабильность общества и справедливость в обществе, зависят, в первую очередь, от преодоления этого разрыва. Чем этот разрыв больше, тем больше дестабилизация общества. Тем больше возникает негативной энергии. Тем больше у людей отторжение от всего того, что происходит в обществе, в стране, тем больше критики. Еще раз хочу сказать, что богатые и бедные всегда будут. Но очень важно, чтобы разрыв сокращался. И чтобы понятие бедности не означало тяжелейшего положения человека на грани выживания», — считает он.
 
По его мнению, эта проблема является серьезным вызовом, и государство должно на него ответить. В том числе, Кирилл сказал о необходимости создания системы мер по защите жилья от так называемых черных риелторов. «Тревогу вызывает то, что многие люди в конце жизни лишаются жилья, их выбрасывают из квартиры „черные рэкетиры“, дельцы, которые захватывают жилье. В государстве должна быть система очень четкая, которая бы страховала людей от такого рода жизненных ситуаций», — рассказал он.
 
Об императоре Николае II
 
Патриарх Кирилл высказался в защиту личности последнего русского императора Николая II, который был вместе со своей семьей был причислен Русской православной церковью к лику святых. Историки часто называют Николая II слабым правителем, который допустил развитие революции в России.
 
«Вне зависимости от политической оценки его деятельности должно у людей быть уважение к этому жизненному пути. Тем более у людей либеральных. Но ничего подобного не происходит, — сказал патриарх. — Я просто реагирую на очень важную часть его жизни, связанную с открытием свобод и прав для граждан Российской Империи, и с тем, чем завершилась его жизнь. И в этом смысле, конечно, все, что произошло с государем императором, все, что произошло с нашей страной, оно должно заставить нас о многом подумать».
 
«Вот присутствует сейчас такое мнение, что царь был слабым, — продолжил Кирилл. — А вот давайте подумаем, он был слабым или внутренне сильным человеком? Ведь он обладал властью прикончить эту Государственную думу одним хлопком, разогнать все партии, вновь ввести цензуру — у него реальная была политическая власть».
 
«Наши либеральные историки до сих пор поливают его грязью и превозносят императора Александра II. А с точки зрения открытия возможностей для демократического обсуждения проблем, участия в формировании государственной политики, кто больше сделал: Александр или Николай? Конечно, Николай. <…> Вот если бы он был таким слабым человеком, то он не принял бы смерть так, как он ее принял», — считает Кирилл.
 
Он также посетовал, что в год столетия революции «ничего другого на экранах не появилось, как фильм, который бросает очередную грязь в лик страстотерпца» (речь, вероятно, о фильме «Матильда» Алексея Учителя).
 
Патриарх добавил, что продолжаются работы по расследованию всех обстоятельств гибели царской семьи и установлению подлинности «екатеринбургских останков». По его словам, «никто специально не затягивает этого процесса, но никто специально и не подгоняет ученых, которые занимаются попытками ответить исчерпывающе не те вопросы, которые постоянно возникают».
2056
08.01.2018 г.