Пост – древнейшее установление
Буквальный перевод греческого слова nhsteia (соответствующее русскому «пост») на русский язык означает полное воздержание от твердой и жидкой пищи.
Пост является древнейшим церковным установлением. Однако как духовное явление он существовал еще в дохристианскую эпоху. Мы встречаем его не только среди израильтян, но и у других древних народов, в особенности на Востоке. Пост существовал также у древних греков и римлян. Эти народы полагали, что с помощью поста можно умилостивить богов, достичь нравственного очищения и духовного роста. Воздержание от пищи не является исключительно христианской практикой. Оно существовало и до сих пор существует в других религиях и даже вне религии, как, например, в специальной терапевтике.
Пост во времена Ветхого Завета.
Духовная ценность поста отражена еще на страницах Ветхого 3авета. Он является выражением внутреннего обращения человека к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Его смирение и сокрушение, проявляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочестивого израильтянина выражает во многих своих псалмах царь-пророк Давид (Пс. 34, 13; 68, 11; 108, 24).
Пост был установлен уже в раю: посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от дерева познания добра и зла (Быт. 2, 17). Василий Великий пишет по этому поводу: «Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост - не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все, отличающееся древностью, почтенно: уважь седину поста! Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт. 2, 17). А это не ешь и является возведением в закон поста и воздержания».
Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния или Умилостивления (Лев. 16, 29-30). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели умилостивить Бога.
После вавилонского плена были установлены и другие посты: в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий. Например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх. 32), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. 24 - 25; 2 Пар. 36; Иер. 52, 4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар. 34, 19; Зах. 7, 3) и т.п.
В Ветхом Завете наряду с особенными постами всего израильского народа или какой-либо отдельной группы людей мы встречаемся и с частными, личными постами. Например, пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога десять заповедей, хлеба не ел и воды не пил, как повествует книга Исход (34, 28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива (3 Цар. 19, 8-12).
Строго постился и пророк Даниил. Постом и покаянием ответили на проповедь пророка Ионы жители Ниневии. Значение поста подчеркивают и ветхозаветные пророки. С помощью поста израильтяне должны были обратиться к живому и истинному Богу.
Иисус Христос и пост
Отношение Христа к посту - установлению, имевшему особое значение для духовного сознания его соплеменников, - раскрывается в Евангелии двояким образом. Во-первых, из Его личного примера; во-вторых - из Его учения о посте, содержащегося в Нагорной проповеди.
Когда Господь собирался выйти на Свое общественное служение, Дух Святой привел Его в пустыню, и Христос, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4, 1-2). Сорокадневным постом, - в продолжение которого, как пишет святой Лука, Христос ничего не ел, (Лк. 4, 2) - и молитвой Он готовился к своей проповеди. Таким образом он не только подтвердил закон о посте, но и оставил нам Свой личный пример для подражания.
Как и другие проявления духовной жизни израильтян, пост во времена земной жизни Господа выродился в формальный обычай без существенного содержания и настоящей ценности. Например, фарисеи, помимо всеобщих ежегодных постов, постились два раза в неделю (Лк. 18, 12). Но они постились формально, напоказ, чтобы показаться людям постящuмuся, как замечал Сам Господь (Мф. 6, 16).
Христос отвергает такой пост и в Своей Нагорной проповеди определяет, каким должен быть истинный и угодный Богу пост. Господь учит: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18).
Силу поста, который даже изгоняет бесов, и его равноценность молитве являет нам слово Господа, сказанное им ученикам, спросившим Его, почему они не смогли исцелить бесноватого юношу: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).
Евангелисты-синоптики сохранили для нас еще одно поучение Господа, касающееся поста: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мф. 9, 14-15; Мк. 2, 18-20; Лк. 5, 33-35). И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о том, что он будет необходим для учеников после Его Вознесения. Из книги Деяний мы видим, как это слово Господа исполнилось в жизни Его Апостолов и первых христиан (Деян. 13, 2-3; 14, 23).
Пост в жизни Церкви
Пост - установление, занимающее значительное место в духовной жизни древнего Израиля, равно как и в жизни и учении Богочеловека Христа, естественно, очень рано получил такое же значение и в жизни Церкви. Безошибочным критерием для первых учеников было учение о посте начальника веры Иисуса Христа. А осью, вокруг, которой начали формироваться церковные посты - цель, время, образ христианских постов - были основные этапы земной жизни Христа Спасителя: Его Страсти и славное Воскресение.
Изменение времени христианских постов связано с новым пониманием смысла поста. Пост имел своей целью пользу для души и соблюдался втайне, а не напоказ; его характерными чертами были радость и светлость, а не скорбь и угрюмость.
Из различных исторических свидетельств мы узнаем, что посты первых христиан продолжались весь день, с утра до вечера. Кроме того, пост означал полное неядение. Более умеренный вид поста назывался стоянuем. Оно представляло своего рода полупост, прекращавшийся в девятом часу после восхода солнца.
В исключительных случаях пост продолжался два или три дня (т. н. трехдневный пост). Соблюдавшие его воздерживались от любой пищи и даже от воды. Такой пост был установлен в Великие Пятницу и Субботу; он оканчивался около полуночи с возвещением Воскресения.
С течением времени этот пост по причине строгости стал соблюдаться только мирянами-ревнителями и особенно монахами и подвижниками. К тому же аскетический дух монахов вдохновлял и на удлинение поста. А с увеличением количества постных дней пост перестал быть совершенным воздержанием и приобрел новую форму: воздержание от определенной пищи, в особенности от мяса и вина. Это воздержание, как объясняли многие Отцы, не означало гнушение теми или иными продуктами как скверными, но было направлено к телесному подвигу и обузданию плотских желаний, особенно возбуждаемых скоромной пищей.
По мере своего развития пост стал разделяться на: а) полное неядение; б) сухоядение; в) воздержание от определенной пищи.
Согласно 50 правилу Лаодикийского Поместного Собора, христиане «Должны во всю Четыредесятницу поститься сухоядением». Однако часто в действительности сухоядение ограничивалось средой и пятницей.
Пост, как и прочие церковные установления, испытал на себе значительное влияние со стороны монашества. Расцвет монашеской жизни и ее влияние на жизнь всех христиан не только способствовали развитию подвижнического духа среди мирян, но и привели к тому, что различные постные уставы, соблюдавшиеся монахами в монастырях, начали проникать в мир.
Смысл поста
Основная цель поста - очищение души и тела постящегося. Василий Великий называет пост «врачевством (лекарством - авт.), истребляющим грех». Во-первых, пост очищает телесные чувства и умерщвляет сластолюбие. В то время как чревоугодие и рабское отношение к своему желудку питают плотское мудрование и животные инстинкты, пост, напротив, подавляет плотские желания и успокаивает телесные движения, как учит святой Григорий Палама. У многих Отцов, а также в церковных песнопениях мы встречаем ряд характерных сравнений. Пост уподобляют мечу или клинку, отсекающему плотские страсти, или узде, сдерживающей телесные порывы.
Пост великая сила в руках человека. Христиане с этим оружием в руках сражаются с дьяволом и отражают атаки злых духов. Василий Великий учит, что «пост - оружие для ополчения против демонов». А по словам Евфимия 3игавина «пост - великое укрепление для обороняющихся от демона». Без молитвы и поста невозможно противостоять различным искушениям. «Он» (пост), по словам Василия Великого, «отражает искушения».
С помощью поста мы не только победоносно сражаемся с дьяволом. В то же время он придает нам силы в стремлении стяжать христианские добродетели. Пост - «благих ходатай», как говорят песнопения Постной Триоди, по словам же святого Григория Нисского: «пост - основание добродетели». Святой Иоанн Златоуст называет его «матерью здравомыслия», а святой Исаак Сирин - «защитником всякой добродетели».
Как мы сказали, первое, чего добивается с помощью поста христианин - очищeниe своей души и тела. Однако это своего рода «программа-минимум». Верующий должен стремиться к более высокой цели – общению с Богом. Воздержание и духовная чистота, которую дает нам истинный пост - путь, возводящий человека к Богу. Без этих условий невозможно приблизиться к Богу, стяжать чистую молитву, приобщиться к Божией благодати.
Что же тогда означает пост для нас, христиан? Протопресвитер Александр Шмеман отвечает: «Это участие в постном опыте Самого Христа, которым он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира. Хотя освобождение наше ни в коем случае не может быть полным. Мы живем еще в падшем мире, в мире Ветхого Адама, и, составляя часть этого мира, все еще зависим от пищи. Но Господь победил смерть! Поэтому пища, которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища поддерживает, может стать жизнью в Боге и для Бога».
Частью нашей пищи уже стала «пища бессмертия» — Тело и Кровь Самого Христа, продолжает отец Александр. Но даже ежедневный, «насущный хлеб», который мы получаем от Бога, может еще в этой жизни быть тем, что поддерживает и укрепляет наше общение с Богом, а не отдаляет от Него. Только пост может осуществить это преобразование, дать нам опытное доказательство того, что наша зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама хочет стать духовной.
Пост — настоящая борьба против Дьявола, это вызов всеобъемлющему закону, делающему дьявола «князем мира сего». Если человек голоден, но понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не погибнуть от него, а наоборот обратить его в источник духовной власти и победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем со времен Адама.
Высота и значимость поста еще подчеркивается тем, что пост является подготовкой к Божественным таинствам. А в святых таинствах мы невидимо соединяемся с Самим Богом. Постараемся в дни, отведенные для подвига, очистить себя открытыми для каждого средствами - постом и молитвою. Чтобы мы могли чисто и непорочно проходить путь нашей жизни, радуясь великому милосердию Божьему к людям.
Священник Сергий Демин,
настоятель Васильевского храма
Подписаться
HostCMS"