Начинаем Великий Пост. Беседа первая

Пост – древнейшее установление

Буквальный перевод греческого слова nhsteia (соответствующее русскому «пост»)  на русский язык означает полное воздержание от твердой и жидкой пищи. 

Пост является древнейшим церков­ным установлением. Однако как духов­ное явление он существовал еще в дохри­стианскую эпоху. Мы встречаем его не только среди израильтян, но и у других древних народов, в особенности на Восто­ке. Пост существовал также у древних греков и римлян. Эти народы полага­ли, что с помощью поста можно умилос­тивить богов, достичь нравственного очи­щения и духовного роста. Воздержание от пищи не является исключительно христианской практикой. Оно существовало и до сих пор существует в других религиях и даже вне религии, как, например, в специальной терапевтике.

Пост во времена Ветхого Завета.

Духовная ценность поста отражена еще на страницах Ветхого 3авета. Он яв­ляется выражением внутреннего обра­щения человека к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помо­щью поста человек смиряется перед Бо­гом. Его смирение и сокрушение, прояв­ляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и по­мощь. Эту уверенность благочестивого израильтянина выражает во многих сво­их псалмах царь-пророк Давид (Пс. 34, 13; 68, 11; 108, 24).

Пост был установлен уже в раю: посред­ством данной первым людям от Бога заповеди не есть от дерева познания добра и зла (Быт. 2, 17). Василий Вели­кий пишет по этому поводу: «Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост - не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все, отличающееся древностью, почтенно: уважь седину поста! Пост узаконен в раю. Та­кую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт. 2, 17). А это не ешь и является  возведением в закон по­ста и воздержания».

Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдав­шемся в день Великого Покаяния или Умилостивления (Лев. 16, 29-30). Это единственный пост, запове­данный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хо­тели умилостивить Бога.

После вавилонского плена были уста­новлены и другие посты: в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий. Например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх. 32), взятия Иеруса­лима вавилонянами (4 Цар. 24 - 25; 2 Пар. 36; Иер. 52, 4), сожжения Со­ломонова Храма (2 Пар. 34, 19; Зах. 7, 3) и т.п.

В Ветхом Завете наряду с особен­ными постами всего израильского наро­да или какой-либо отдельной группы людей мы встречаемся и с частными, личными постами. Например, пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога десять заповедей, хлеба не ел и воды не пил, как повествует книга Ис­ход (34, 28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива (3 Цар. 19, 8-12).

Строго постился и пророк Даниил.   По­стом и покаянием ответили на пропо­ведь пророка Ионы жители Ниневии. Значение поста подчеркивают и вет­хозаветные пророки. С помощью поста израильтяне должны были обратиться к живому и истинному Богу.  

Иисус Христос и пост

Отношение Христа к по­сту - установлению, имевшему особое значение для духовного сознания его со­племенников, - раскрывается в Еванге­лии двояким образом. Во-первых, из Его личного примера; во-вторых - из Его учения о посте, содержащегося в Нагор­ной проповеди.

Когда Господь собирался выйти на Свое общественное служение, Дух Свя­той привел Его в пустыню, и Христос, по­стившись сорок дней и сорок ночей, на­последок взалкал (Мф. 4, 1-2). Сорокад­невным постом, - в продолжение кото­рого, как пишет святой Лука, Христос ничего не ел, (Лк. 4, 2) - и молитвой Он готовился к своей проповеди. Таким об­разом он не только подтвердил закон о посте, но и оставил нам Свой личный пример для подражания.

Как и другие проявления духовной жизни израильтян, пост во времена зем­ной жизни Господа выродился в фор­мальный обычай без существенного со­держания и настоящей ценности. На­пример, фарисеи, помимо всеобщих еже­годных постов, постились два раза в не­делю (Лк. 18, 12). Но они постились формально, напоказ, чтобы показаться людям постящuмuся, как замечал Сам Господь (Мф. 6, 16).         ­

Христос отвергает такой пост и в Сво­ей Нагорной проповеди  определяет, каким должен быть истин­ный и угодный Богу пост. Господь учит: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред От­цом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18).

Силу поста, который даже изгоняет бесов, и его равноценность молитве явля­ет нам слово Господа, сказанное им уче­никам, спросившим Его, почему они не смогли исцелить бесноватого юношу: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

Евангелисты-синоптики сохранили для нас еще одно поучение Господа, каса­ющееся поста: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мф. 9, 14-15; Мк. 2, 18­-20; Лк. 5, 33-35). И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о том, что он будет необходим для уче­ников после Его Вознесения. Из книги Дея­ний мы видим, как это слово Господа ис­полнилось в жизни Его Апостолов и пер­вых христиан (Деян. 13, 2-3; 14, 23).

Пост в жизни Церкви

Пост - установление, занимающее значительное место в духовной жизни древнего Израиля, равно как и в жизни и учении Богочеловека Христа, естественно, очень рано получил такое же значение и в жизни Церкви. Безошибочным критерием для пер­вых учеников было учение о посте на­чальника веры Иисуса Христа. А осью, вокруг, которой начали формироваться церковные посты - цель, время, образ христианских постов - были основные этапы земной жизни Христа Спасителя: Его Страсти и славное Воскресение.

Изменение времени христианских постов связано с новым пониманием смысла поста. Пост имел своей целью пользу для души и соблю­дался втайне, а не напоказ; его характер­ными чертами были радость и светлость, а не скорбь и угрюмость.       

Из различных исторических свиде­тельств мы узнаем, что посты первых христиан продолжались весь день, с утра до вечера. Кроме того, пост означал пол­ное неядение. Более умеренный вид по­ста назывался стоянuем. Оно представля­ло своего рода полупост, прекращавшийся в девятом часу после восхода солнца.

В исключительных случаях пост про­должался два или три дня (т. н. трех­дневный пост). Соблюдавшие его воз­держивались от любой пищи и даже от воды. Такой пост был установлен в Ве­ликие Пятницу и Субботу; он оканчивал­ся около полуночи с возвещением Вос­кресения.

С течением времени этот пост по причине строгости стал соблюдаться только мирянами-ревнителями и особен­но монахами и подвижниками. К тому же аскетический дух монахов вдохновлял­ и на удлинение поста. А с уве­личением количества постных дней пост перестал быть совершенным воз­держанием и приобрел новую форму: воздержание от определенной пищи, в особенности от мяса и вина. Это воздержание, как объясняли многие Отцы, не означало гнушение теми или иными про­дуктами как скверными, но было направ­лено к телесному подвигу и обузданию плотских желаний, особенно возбуждае­мых скоромной пищей.

По мере своего развития пост стал разделяться на: а) полное неядение; б) сухоядение; в) воздержание от определенной пищи.

Согласно 50 правилу Лаодикийского Поместного Собора, христиане «Должны во всю Четыредесят­ницу поститься сухоядением». Однако часто в действительности сухоядение ог­раничивалось средой и пятницей. ­

Пост, как и прочие церковные установления, испытал на себе значитель­ное влияние со стороны монашества. Расцвет монашеской жизни и ее влияние на жизнь всех христиан не только способ­ствовали развитию подвижнического духа среди мирян, но и привели к тому, что различные постные уставы, соблюдав­шиеся монахами в монастырях, начали проникать в мир.

Смысл поста

Основная цель поста - очищение души и тела постящегося. Василий Ве­ликий называет пост «врачевством (лекарством - авт.), ис­требляющим грех». Во-первых, пост очи­щает телесные чувства и умерщвляет сластолюбие. В то время как чревоугодие и рабское отношение к своему желудку питают плотское мудрование и живот­ные инстинкты, пост, напротив, подавляет плотские желания и успокаивает теле­сные движения, как учит святой Григо­рий Палама. У многих Отцов, а также в церковных песнопениях мы встречаем ряд характерных сравнений. Пост уподобляют мечу или клинку, отсекающему плотские страсти, или узде, сдерживаю­щей телесные порывы.

Пост великая сила в руках человека. Христиане с этим оружием в руках сражаются с дья­волом и отражают атаки злых духов. Ва­силий Великий учит, что «пост - ору­жие для ополчения против демонов». А по словам Евфимия 3игавина «пост ­- великое укрепление для обороняющихся от демона». Без молитвы и поста невоз­можно противостоять различным иску­шениям. «Он» (пост), по словам Василия Великого, «отражает искушения».

С помощью поста мы не только победоносно сражаемся с дьяволом. В то же время он придает нам силы в стремлении стяжать христианс­кие добродетели. Пост - «благих хода­тай», как говорят песнопения Постной Триоди, по словам же святого Григория Нисского: «пост - основание добродете­ли». Святой Иоанн Златоуст называет его «матерью здравомыслия», а святой Исаак Сирин - «защитником всякой добродетели».

Как мы сказали, первое, чего добива­ется с помощью поста христианин - очи­щeниe своей души и тела. Однако это своего рода «программа-минимум». Веру­ющий должен стремиться к более высо­кой цели – общению с Богом. Воздержание и духов­ная чистота, которую дает нам истинный пост - путь, возводящий человека к Богу. Без этих условий невозможно приблизиться к Богу, стяжать чистую молит­ву, приобщиться к Божией благодати.

Что же тогда означает пост для нас, христиан? Протопресвитер Александр Шмеман отвечает: «Это участие в постном опыте Самого Христа, которым он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира. Хотя освобождение наше ни в коем случае не может быть полным. Мы живем еще в падшем мире, в мире Ветхого Адама, и, составляя часть этого мира, все еще зависим от пищи. Но Господь победил смерть! Поэтому пища, которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища поддерживает, может стать жизнью в Боге и для Бога».

 Частью нашей пищи уже стала «пища бессмертия» — Тело и Кровь Самого Христа, продолжает отец Александр. Но даже ежедневный, «насущный хлеб», который мы получаем от Бога, может еще в этой жизни быть тем, что поддерживает и укрепляет наше общение с Богом, а не отдаляет от Него. Только пост может осуществить это преобразование, дать нам опытное доказательство того, что наша зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама хочет стать духовной.

Пост — настоящая борьба против Дьявола, это вызов всеобъемлющему закону, делающему дьявола «князем мира сего». Если человек голоден, но понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не погибнуть от него, а наоборот обратить его в источник духовной власти и победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем со времен Адама.

Высота и значимость поста еще подчеркивается тем, что пост является подготовкой к Божественным таинствам. А в святых таинствах мы невидимо соединяемся с Самим Богом. Постараемся в дни, отведенные для подвига, очистить себя открытыми для каждого средствами -  постом и молитвою. Чтобы мы могли чисто и непорочно проходить путь нашей жизни, радуясь великому милосердию Божьему к людям.

Священник Сергий Демин, 

настоятель Васильевского храма

1177
06.10.2016 г.