Пища – огустевшая Любовь Божия
Жизнь современного человека строится по многочисленным нормам и порядкам. Несомненно, большое влияние имеют различные обычаи и традиции. Вкушение пищи является неотъемлемой частью жизни каждого человека. За время развития истории христианской Церкви сложились свои особые правила, определяющие отношение человека к пище. Но вот в чем проблема: сведений настолько много, и порой противоречивых, что в них легко запутаться. Существуют правила, составленные в лоне Церкви, исходящие из накопленного опыта святых ее представителей. И тут же по соседству можно встретить околоцерковные басни и небылицы, настолько богатые и разнообразные фантазией, что по ним можно составить «энциклопедию народной мудрости».
Итак, избранные места в Священном Писании по вопросам пищи
Мы имеем великое богатство мудрости, собранное на протяжении нескольких тысячелетий многими поколениями людей. И прибегаем к этому источнику, когда только пожелаем. Это сокровище именуется Книгой Книг или Библией. Приведу некоторые яркие примеры из Священного Писания, которые могут научить нас правильному отношению к пище.
Примеры из Ветхого Завета
Едва откроем Святую Библию, с начальных страниц увидим, что самая первая заповедь Адаму касается употребления пищи, когда Господь сказал ему: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16—17). То есть, во-первых, Бог определил для человека ущемление в пище. При этом надо обратить внимание: насколько сурово наказание за нарушение заповеди, а, значит, насколько важно это воздержание!
Согласно православному учению, грех — это не просто нарушение какого-либо правила, требующее наказания; он несет и искажение данной нам Богом жизни. Но почему история первородного греха, заслужившего смерть, изображена как поступок, связанный с едой. Во-первых, пища необходима живому организму, ибо она поддерживает в нем жизнь. А что значит «быть живым», что означает сама «жизнь»? В настоящее время это слово рассматривается, прежде всего, в своем биологическом значении: жизнь есть именно то, что во многом зависит от принятия пищи и от некоторых других физических параметров. В свете же Священного Писания и христианского предания, эта жизнь, оканчивающаяся смертью, сама отождествляется со смертью, поскольку начало смерти всегда присутствует и действует в ней.
Мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Он Податель Жизни. Каким же образом жизнь стала смертной? Почему смерть, одна только смерть, есть абсолютное условие всего существующего? Церковь отвечает: потому что человек отверг ту жизнь, которую предложил и дал ему Бог, и предпочел жизнь, зависящую не от Бога, но от «хлеба единого». Он не только не послушался Бога, за что и был наказан, но вдобавок изменил взаимоотношения между собой и сотворенным миром. Без сомнения, мир был дан человеку как «пища», как средство жизни; но, в то же время, жизнь предполагалась и общением с Богом; она не только должна была иметь в Нем свое завершение, но и свою совершенную полноту. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Мир и пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом, и только пища, принятая ради Бога, могла быть животворной.
Сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, ибо Сам есть Жизнь. Так и в самой пище начало жизни полагает Бог, а не питательные калории. По этому поводу припоминаю любопытные слова одного православного священника за христианской праздничной трапезой: «Пища – это огустевшая Любовь Божия». А безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как «жизнь в себе». Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его, и для того только, чтобы стать независимым от своего Создателя. И сделал это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он сам может стать, как Бог, т. е. иметь жизнь в самом себе. Проще сказать: он поверил в силу пищи, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог. Земной мир, тленная пища сделались богами человека. Он стал их рабом. Адам по-еврейски значит «человек». Это — наше общее имя. И современный человек все еще Адам, все еще раб «пищи». Он может уверять, что верит в Бога, но его знание, его опыт, его самоуверенность построены все на том же принципе: «хлебом единым». Мы едим, чтобы жить, но мы не живем в Боге. Из всех грехов это самый большой грех. И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти.
Исав
Быт. 25, 29-30: И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
Быт. 25, 32: Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
Быт. 25, 34: И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
Рим. 9, 13: Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
Евр. 12, 16: Чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
Какую роль здесь сыграла чечевичная похлебка! Съел одну порцию, подумаешь, с кем не бывает, когда кушать хочется. Но Господь видит сердца. Здесь не важна пища. Важно отношение к ней! Исав пренебрег возможностью, чтобы именно из его рода произошел Спаситель мира. Причем, он сам сделал такой выбор. Иаков же напротив: дорожил столь великим даром, который и перешел к нему за его усердие, хотя и не принадлежал по праву.
Быт. 14, 18: Мелхиседек, царь Салимский (Салим – город мира), вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего.
Мелхиседек является прообразом Царя Мира, и Первосвященника, Который Сам Себя приносит в жертву, чтобы даровать жизнь всему роду человеческому. Мелхиседек - прообраз Иисуса Христа. Дары же, которые Мелхиседек преподнес победителю Аврааму, являются прообразом Тела и Крови Христовых. И мы имеем прекрасную возможность через вкушение их соединяться с Самим Богом.
1Цар. 21, 3-6: Итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется. И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди [твои] воздержались от женщин! И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то [хлеб] останется чистым в сосудах. И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы.
Давид ел хлебы предложения, которые могли вкушать только первосвященники в определенное время. И его не постигла кара Господня, хотя он нарушил закон. Ибо премудр Господь: «Не человек для пищи, а пища для человека!» И не может быть по-другому - Бог создал видимый мир, чтобы он служил человеку, помогал ему при восхождении к Небу. Поэтому, когда Давид и бывшие с ним терпели сильный голод, им были даны хлебы в пищу, которых по церковным правилам не полагалось вкушать. В этом проявилось милосердие Создателя и закон Божественной любви к человеку.
3Цар. 17, 4: Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там.
3Цар. 17, 6: И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.
3Цар. 19, 6: И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.
Пророк Илия ходил перед Богом. Всю жизнь помнил о Божественном вездеприсутствии и потому сумел не прогневать Его нарушением святых заповедей. Илия был угоден Богу, за что и взят живым на небо. Он не тратил время на заботы о земном, всю жизнь посвящая служению Богу и людям. И Господь Сам посылал пищу для Своего избранника. Это яркий пример для нас: как мы должны жить и к чему стремиться. Если будем жить с постоянной мыслью о Боге, тогда все у нас будет устраиваться в жизни по великому Божьему милосердию.
Мф. 3, 4: Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Мф. 11, 11: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
Мф. 11, 18: Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
Иоанн был больший из рожденных женами. Его жизнь должна быть для нас примером. Он был предельно воздержан, довольствовался малым (дикий мед и акриды), пост и молитва были главными спутниками его жизни. И удостоился такой величайшей чести, что стал Предтечей Господа нашего Иисуса Христа и Его Крестителем. Пост в соединении с молитвой является сильнейшим оружием в борьбе с врагом невидимым. Так и мы можем часто к нему прибегать. Пост, несмотря на свое древнее происхождение, не утратил своей значимости и действенности до сих пор. Особенно полезен он в наше время, когда в мире царствует дух вседозволенности и духовная расслабленность, а большинство людей порабощено многими тяжкими грехами.
Исх. 12, 5: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз.
Чис. 7, 15: Один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение
Ис. 53, 7: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
Иер. 11, 19: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, [говоря]: "положим [ядовитое] дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось".
Ин. 1, 29: На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
Как вкушали пасхального агнца евреи, чтобы спастись для вечной жизни, так и мы имеем прекрасную возможность: наследовать Царство Небесное. Для этого нужно взять свой крест и последовать за Господом. Ведь Он как Агнец безмолвно претерпел многие муки и даже смерть, не имея вины, потому что взял на Себя наши грехи и Себя Самого отдает нам в пищу. Такова сила неизреченной любви Божьей к людям.
Священник Сергий Демин,
настоятель Васильевского храма
Подписаться
HostCMS"