Ангела за трапезой! Беседа четвертая

Отношение к пище в Новом Завете

  • Сорокадневный пост. Искушение Господа в пустыне

Лк. 4, 2-4: Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божьим.

Мф. 4, 4: Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих.

Христос — Новый Адам. Он пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, принесенную Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни. Потому Он  нам показывает пример, начиная Свое земное служение с поста. «... Постившись сорок дней и сорок ночей (Он) напоследок взалкал» (Мф. 4, 3). «Голод — такое состояние, когда мы сознаем нашу зависимость  от пищи, — это доказывает, что нет в  природе человеческой самосущной жизни. Сама жизнь тела зависит от его  насыщения, момент этот и оказывается искушением. Сатана пришел к Адаму в раю; к Христу он приступил в пустыне. Два человека услышали его слова: ешь, потому что твой голод показывает, что ты и твоя жизнь всецело зависят от пищи. Адам легко поверил и  начал есть; а Христос отверг это искушение: «Не хлебом единым будет жив человек, но Богом!» Спаситель опровергает всемирную ложь,   внушенную  человечеству Сатаной. Денница же сделал ложь   основой всего человеческого мировоззрения,  базой науки и медицины (Пример блокады Ленинграда: По прогнозам немецких ученых: большая часть населения города должна была умереть от голода. Но жизнь не прекращалась, несмотря на катастрофическую нехватку продовольствия, ярким доказательством того является высокая рождаемость в те дни: она была выше, чем в современном Петербурге!). Обличив хитрую ложь, Христос восстановил гармонию в данном вопросе, установив верное соотношение между пищей, жизнью и Богом, то самое соотношение, которое нарушил Адам, и которое люди нарушают по сей день.

         Пища, безусловно, имеет большое значение в жизни человека. Не случайно и диавол в пустыне, когда испытывал Христа, выбрал искушение голодом. Ведь пища поддерживает жизнедеятельность человека. Но не только хлебом жив человек…

  • Чудо умножения хлебов, насыщение людей

Мк. 6, 41: Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

Ин. 6, 13: И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

         Господь чудесным образом не однажды совершал чудо умножения хлеба. Это  подтверждает мысль о том: если мы жизнь свою связываем с Богом, то Господь Сам начинает заботиться о нашем пропитании.  Но ходить за Богом лишь ради хлеба - неприлично, все-таки главным образом человек должен стремиться к общению с Ним.

  • Не заботьтесь о завтрашнем дне!

         Замечательна притча о богаче, который собрал большой урожай, и вместо того чтобы благодарить Бога восклицает: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19). Но мы не можем знать, что будет с нами завтра, или даже через несколько часов. Все в  воле Божией. Поэтому необходимо поступать по Его святым заповедям, чтобы  наследовать жизнь вечную. Богач из притчи понадеялся на временное богатство. Но такое благополучие не крепкое, ибо  Господь говорит: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф. 6, 19). Священное Писание предостерегает нас от ошибки богатого человека. И одновременно указывает путь спасительный: «но собирайте себе сокровища на небе…» (Мф. 6, 20). Следовательно, к пище мы должны относиться лишь, как средству для поддержания наших физических сил, но не допускать невоздержности чрева.

  • Срывание колосьев в субботу

Мк. 2, 23-24: И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы.

         Этим  примером Господь показывает нам, как надо правильно относиться к пище. Закон важен. Но буква закона перечеркивает закон любви. А выше любви нет ничего, потому что Бог есть Любовь. И пища для человека, а не человек для пищи.

  • Господь вкусил пищу, чтобы доказать: Он есть Человек из души и тела

Лк. 24, 41-43:  Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.

         Одним из отличий человека от бесплотных духов является вкушение пищи. Потому Господь для подтверждения Своего Воскресения ученикам  ест рыбу и мед. В данном случае принятие пищи является средством для доказательства главного христианского догмата: «Если Господь не воскрес, то проповедь наша тщетна» (1 Кор. 15, 14).

  • Господь через пищу указал апостолу Петру на возможность вхождения в Церковь и язычников

Деян. 10, 10-15: И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

Новый Завет потому и называется Новым, что он в корне изменил жизнь людей. На смену исполнения буквы закона приходит милосердная Любовь. Господь настолько нас возлюбил, что Сам (Дух) принял плоть, чтобы нам даровать Жизнь. И от нас требуется не внешнее исполнение обрядов, а жизнь, всецело посвященная любви к Богу и ближним. Господь открыл нам совершенный путь для вступления в Его Царство. То, что раньше почиталось скверным или нечистым, нынче служит средством, указывающим на возможность спасения желающим.  Через Свои страдания и смерть Он очистил всех и даровал жизнь вечную: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10, 15).

При внимательном изучении Священного Писания, сопоставлении его с учением святых отцов мы при желании можем найти выход практически из любой ситуации. Если будем исполнять заповеди Божии, право ходить пред Богом, то Господь Сам будет нашим помощником и руководителем.

Из опыта святых отцов

         На протяжении христианской истории Отцы Церкви показывали нам образец правильного отношения к вопросам питания. Среди них были великие постники, которые не вкушали пищи по несколько недель, проводя всю свою жизнь в посте и молитве. Воздержание являлось важной составляющей их духовного и физического подвига. Были и святые, которые постились не так строго, но при этом проводили жизнь в непрестанных трудах и угождении Богу. У каждого был свой путь к Небу, исходя из возможностей и талантов, которыми они обладали. Сказано: пища сама по себе не приближает и не удаляет нас от Бога (1 Кор. 8, 8): «Ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем».  Из жизненных примеров святых отцов можно почерпнуть много полезного и спасительного. В отношении к пище все святые  руководствовались  общими правилами:

 1)Пища – дар Божий; 2)Необходимость воздержания; 3)Важна мера и умеренность; 4)Рассудительность необходима во всем.

Пища – дар Божий

Христианин принимает пищу каждый день.  Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн дают такое ука­зание: «Хорошо и мирским людям, приступая к пище, благословлять Бога, ибо памятью о Боге освящается пища... употреблению пищи, питья и сна да предше­ствует благодарение».

Принятие пищи - это принятие из рук Господа даров, поддерживающих нашу жизнь. Отсюда к вкушению пищи должно быть благоговейное отношение. Всем верующим известно, когда пища готовится с миром, с благодарением, она получается и полезной, и вкусной. Самая простая еда в монастырях кажется лучше всех лакомств и яств. Секрет прост - благословение Божие почивает и на пище, и на человеке, если он приемлет ее с благодарением.

Иоанн Кронштадтский дал мудрое наставление: «Садись всегда за трапезу с миром, благодаря Господа, и пища с питьем будут тебе во благо и во здравие: потому что благословение Божие почиет и на пище, и на тебе самом».

По тому, как человек относится к пище и как ее принимает, можно судить о степени духовности христи­анина. Можно «пищу с благоговением вкушать», мож­но небрежно «есть»,  можно с жадностью  «жрать».

Преподобный Савва Освященный увидел, что инок, приготов­лявший для обители пищу, выкидывал в поток остатки бобов, не съеденных братией. Преподобный собрал из потока бобы, приготовил из них кушанье и пригласил к себе инока, выкинувшего бобы. Радушно приняв его, он стал угощать его бобами и спросил — нравится ли ему приготовленное блюдо? Инок похвалил его. Тогда пре­подобный сказал ему: «Поверь, брат, это те самые бобы, которые ты выкинул в поток», — и дал наставление смущенному иноку, как бережно надо относиться к пище.

 Мы часто видим в  современном мире: многие недостаточно  осознают значение пищи в жизни христианина. А оно очень велико не только для тела, но и для души человеческой.

Мудрый пастырь отец Иоанн Кронштадтский пишет: «На принятие пищи обратите самое строгое и дея­тельное внимание, ибо от пищи и питья, от качества и количества их зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность...».

При этом не всегда можно брать пример с других людей или из литературы. Надо учитывать, что при различных условиях жизни, здоровья, возраста, труда, климата и особенностей организма будет различаться и потребность разных людей в питании.

По наблюдению святых отцов на количество потребной пищи влияет в сильной степени расходование энергии нашей нервной системой. Так, один старец говорил, что в уединении он может прини­мать пищи в несколько раз менее чем в те дни, кото­рые он проводит на людях.

Во всех случаях духовные отцы считали необходи­мым принимать пищу и питие в меру, чтобы ограни­чить себя от излишества и приучить свой организм довольствоваться установленной нормой.

«И то немногое, употребляемое кем-либо в пищу, должно принимать с молитвою и осу­ждать себя в помысле своем как недостойного  никакой пищи и утешения», -  научает нас святой Авва Дорофей.

Необходимость воздержания

Воздержание есть первый шаг во всех добродетелях.

Игумения Арсения

Во-первых, что надо понимать под словом  «воздержание»?

Это — удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользы душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею «сокровищ» в Царстве Небесном.

Необходимость воздержания в пище, в обуздании чрева вытекает из самого устройства человека, имеющего, кроме тела, бессмертную душу. Из-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большей частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Человек превращается в раба своих страстей и, таким образом, становится хуже животного. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придает посту такое большое значение и утверждает, что без поста невозможна христианская жизнь.

«Воздержание или своего рода пост был заповедан нашим прародителям   еще в раю (Бытие 2, 17 — запрещение вкушать плоды дерева «познания добра и зла»). Тем более пост стал необходимостью после грехопадения Адама и Евы. Поэтому на протяжении всей священной истории мы видим, как праведные люди строго постились в разные периоды своей жизни».

Свобода человека выражается в том, что у него всегда есть выбор. Выбор между добром и злом, светом и тьмой, Христом или Его противником.… Поэтому мы должны сделать выбор: к чему стремиться. Наслаждаться благами земными и временными. Или же направить все свои усилия на стяжание духовных сокровищ для вечной радости с Богом. «Невозможно и плоть наполнять досыта яствами, и духовно наслаждаться умными и божественными благами. Ибо, в какой мере кто работает чреву, в  такой и лишает себя вкушения благ духовных. И, напротив, в какой мере кто станет утончать свое тело, соразмерно с тем он может насыщаться пищей и утешением духовными», говорил преподобный Симеон Новый Богослов. Видя же наше усердие о вечных благах, Господь подаст нам и все необходимые материальные средства для поддержания жизни временной.

Священник Сергий Демин,

настоятель Васильевского храма

1235
06.10.2016 г.