Ангела за трапезой! Беседа пятая

Оставь место Духу Святому!

Наши тела являются храмом Духа Святого. И относиться к ним мы должны соответственно. Заботиться об их чистоте, защите и здоровье. Здоровье во многом зависит от правильного питания. Воздержание и пост послужат к укреплению нашего иммунитета. «Тот, кто сделает свое тело легким посредством умеренного поста и бдения, доставит ему и самое прочное здоровье, и сделает его способным принять в себя действие Святого Духа», - подтверждает епископ Игнатий (Брянчанинов). Пост - это лечение, а последнее бывает часто нелегко и даже болезненно. И лишь в конце его курса можно ждать исцеления, а от поста ждать плодов Духа Святого - мира, радости и любви (Гал. 5, 22).

Дух Святой поселяется в нашем существе в момент Крещения.  Очищает нас от всякой скверны плоти и духа. Но нет человека, который бы жил и не согрешил. А чем больше мы грешим, тем меньше остается в нас места для Бога. «Только досыта ничего не вкушай, оста­вляй место Святому Духу», - советовал святой Серафим Саровский. Если мы любим Бога, то постараемся приложить все усилия, чтобы победить в себе страсти объедения и пьянства.

 «Приучимся употреблять пи­щи столько, сколько необходимо только для поддержания жиз­ни, а не для пресыщения и отя­гощения. Ибо мы не для того ро­дились и живем, чтобы есть и пить, но для того едим, чтобы жить. Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала. А мы как будто для ядения пришли в мир», - говорит святитель Иоанн Златоуст. Человек, живя на земле, может преследовать различные цели. Но однажды он умрет, и тогда он должен будет стать перед судом Божьим и дать ответ за все свои поступки, желания и мысли (Евр. 9, 27).

В мире существуют суровые законы. Для того чтобы выжить, нужно быть сильным. Но в чем источник настоящей силы человека? Святитель Василий Великий отвечает: «Сколько отнимешь у тела, столько при­дашь силы душе». То есть, сила заключается в умении ограничить прихоти плоти. Человек, обладающий лишь физической силой, но слабый духом не способен на подвиг, борьбу, трудную жизнь в этом мире.

«Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало», - говорит святой Иоанн Лествичник. Иначе будешь жалким рабом своих страстей, которые очень быстро ведут нас к смерти духовной и телесной.

Неужели мы враги своему здоровью? Ведь только ленивый не знает, что, чем меньше ешь, тем здоровее будешь: «Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами; а ко­гда поел, мучится во время пищеварения; воз­держание же сопровождается здравием и тре­звенностью», - отмечает святой Ефрем Сирин. Остается только сделать правильные выводы для себя лично. 

Ведь как человеку бывает тяжело перенести предательство друга, близкого своего! У нас же нет ничего ближе нашего тела. Василий Великий замечает: «Чрево - самый неверный в договорах союзник. Это - ничего не сберегающая кладо­вая. Если многое в него вложено, то вред в себе удерживает, а вложенного не сохраняет». Лучше заранее оградить себя от вредного влияния своего чрева. Не будем исполнять всех его требований, подавая ему лишь самое необходимое!

Конечно, многие согласятся, что воздержание полезно, это уже давно известный факт. Но не так просто отказать себе в удовольствии поесть побольше и повкуснее. Авва Исаия предлагает нам следующее средство: «Если влечет тебя похотение вкусной и многой пищи, вспомни смрад, происходя­щий от нее, - и успокоишься». Да и сами знаем: чем больше едим, тем хуже нам самим. 

Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, настаивали и на том, что надо одновременно воздерживаться от пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель поста.

«Пользу поста, — учит святой Василий Великий, — не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк союз неправды. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата…». Будем поститься постом угодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от всего дурного и составляет истинный пост.

«Как через невоздержание наших прародителей мы пали и лишились райского блаженства, так через добровольно принимаемый на себя подвиг поста, мы можем возвратить себе потерянное райское блаженство».

 

Важна мера и умеренность.

...Чтобы сердца  ваши  не отягчались объядением и пьянством.

Лк. 21, 34

Преподобный Никодим Святогорец о хранении чувств пишет следующее: «Многоядение препятствует благочестию, как мы читаем об израильтянах: утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32, 15). Так же и апостол Павел в послании к Филиппийцам врагами Креста именует тех, кому их бог - чрево, и слава их - в сраме (Флп. 3, 19). Особенно же чревобесие вредит молодым, у которых и так кровь кипит, а от крепкой пищи их несчастные тела превращаются в «пещь Вавилонскую». Поэтому Святые Отцы рекомендуют трапезу один раз в день: от этого тело станет легче и здоровее, а ум - чище и способней к духовным размышлениям. Но и тогда не следует объедаться, помня слова Господа: Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете (Лк. 6, 25) и судьбу того богача, который каждый день пировал. Бойся его участи, ведь ради удовольствия, принятого им в сей временной жизни, он лишился лона Авраамова.

         А пьянство? Не погибает ли от этого порока большая часть живущих на земле?! Иногда образованнейшая ее часть. Не губит ли это зло  и духовных лиц?! Ни в коем случае и юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего! Потому что они скорее ко всему привыкают, и чему научатся в юности, к тому всю жизнь пристрастны будут.  Затем и предостерегает нас святитель Тихон Задонский: «Нельзя позволять молодым водиться с пьяницами и развращенными. И людям, достигшим зрелости, без нужды не надо пить вино. От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма-весьма трудно отстать». И далее святитель Тихон говорит, что многие от этой страсти погибают душой и телом. А тем, кто привык к ней нужно крепко против ее мучительства  вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную помощь Божию.

         Господь устроил все хорошо весьма (Быт. 1, 31). Но грех изменил правильное отношение к вещам. Поэтому и дары Божьи могут принести вред, если употреблять их без меры. Иоанн Златоуст поясняет: «Не вино, а пьянство - дурное дело. Оно может притупить чувства и помрачить разум. Человека разумного и получившего владычество над всем оно делает как бы мертвым и бездейственным и заставляет лежать, как бы связанного какими-то неразрешимыми узами, или, лучше сказать, делает его хуже мертвого».

         Какое необходимо лекарство от этих недугов? Из творений отцов мы узнаем – лучшим лекарством от объедения и пьянства служит умеренность. «Умеренность... способствует здоровью и благополучию. Если даже кто-то ищет удовольствия, то при ней он получит его боль­ше, чем при роскоши, во-пер­вых, оттого, что она доставляет здоровье и избавляет от всех тех болезней, из которых каждая сама по себе способна затмить и даже совершенно уничтожить всякое удовольствие, а во-вто­рых — от самой пищи. Каким образом? Причиной удовольст­вия бывает аппетит, а аппетит возбуждается не пресыщением и избытком, но нуждой и недо­статком пищи», - разъясняет  святитель Иоанн Златоуст.

Красота лучше безобразия. Но люди своими действиями являют обратное. Преподобный Исаак Сирин отмечает: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нет на земле создания прекраснее человека, но нет и творения безобразнее человека, потерявшего чувство меры.

Вред от пресыщения сказывается на здоровье. Тело обременяется пищей, отчего, прежде всего, страдает физическое сердце, которое несет лиш­нюю нагрузку и преждевременно изнашивается. Отсюда — ограничение себя и умеренность в пище являются для многих средством к восстановлению на­шей первоначальной добротности тела.

История Церкви свидетельствует, что преподобные достигали при умеренности в пище оздоровления и очищения своей телесной природы, которая становилась долголетней, легкой, неприхотливой, выносливой, требу­ющей очень мало пищи. Достижения в этом некоторых из подвижников при нашей испорченности кажутся нам невероятными.

Здесь следует привести и мнение преподобного Пимена Вели­кого, одного из  сугубых аскетов. Он говорил, что, упо­треблял пищу однажды в три дня или четыре, или раз в неделю; но старцы как сильные испытали все это и признали полезнейшим ежедневное употребление пищи, но не досыта, и передали нам этот царский путь как удобнейший.

За основу в отношении нормы приема пищи следует положить правило святых отцов: «Есть не до сытости, ос­тавляя место Духу Святому Божию».

Святитель Игнатий Брянчанинов дает определение поста: «Пост есть постоянная умеренность в пище с благо­разумною разборчивостью в ней». Действительно, только постоянный контроль за питанием, умеренность и разборчивость в пище должны быть нашими главными советчиками.

Мученики Оптинские также могут служить для нас примером: «Всегда молчаливый и тихий, отец Василий не заботился о пище, и даже порой забывал о необходимости ее вкушать».

Святые отцы подчеркивали важность умеренности в приеме пищи во время поста. Напомню слова святого преподобного Серафима Саровского: «Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало, и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определен­ного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом, и умом…

...не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке не достойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа». Истинный пост, по словам того же святого, состоит не в одном из­нурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: Блажeнu алчущие, яко тии насытятся (Мф. 5, 6). А Церковь имеет правило: не­ хранящие святых постов и всего лета среды и пятницы мно­го грешат… Бог и наказания все посылает именно за то, что люди сегодня презирают ycтaвы Святой Церкви и святых отцов. А вместо этого  подражают язычникам: не только среду и пяток, но и самые посты и праздники нарушают и все нарушают.

На вопрос, можно ли есть скоромное постом, если кому вредна постная пища и врачи приказывают есть ско­ромное, преподобный Серафим Саровский ответил: «Хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сто лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. А что Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит». Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36).  Господь призывает нас: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас: ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28,30),  - но мы сами не хотим.

«Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!», призывает святитель Василий Великий.

Священник Сергий Демин,

Настоятель Васильевского храма

1244
06.10.2016 г.