СМИРЕННЫМ ДАЕТ БЛАГОДАТЬ

«Подчиненный должен умертвить свои страсти для жизни временной, чтобы иметь жизнь вечную. Он должен быть как сукно на сукновальне, по словам преподобного Антиоха. Ибо как сукно белильник колотит, топчет, чешет, моет, и оно делается бело, подобно снегу; так и послушник, терпя уничижения, оскорбления, поношения, очищается и делается, как серебро чистое, блестящее, огнем разженное». Преп. Серафим, Саровский чудотворец.

Все мы в этой жизни кому-то подчинены. Видимо: дети – родителям, трудящиеся – начальникам. Невидимо: обстоятельствам жизни, поворотам судьбы, которые складываются из страданий и болезней, приобретений и потерь. А духовно все без исключения люди подчинены – Богу. Независимо, верующие мы с вами или не очень. Нарушаем Божьи Заповеди – нарушается и гармония нашей личной и общественной жизни ...

У Бога нет перемен – Он всегда Один и Тот же – любящий, сострадающий, милующий. Без конца и края терпит такое, что мы с вами и сами-то не в силах потерпеть. Ну а мы все – как перекати поле. Куда ветер перемен подует, туда и летим, не особо-то сопротивляясь:

- Какая ужасная молодежь у нас, - ворчали бабушки в 60-х годах прошлого столетия, - брюки напялили и не стыдятся!

Сегодня днем с огнем не найти среди пожилых дамочек ту, которая не щеголяла бы в штанах.

- Какая ужасная молодежь у нас, - шипели на лавочках старушки и в 80-х годах ушедшего века, - девки смолят папироски как паровозы, блудят напропалую, ни стыда, ни совести!

Сегодня бабульки с голыми животами и папиросками в зубах на каждом углу родной страны.

- Какая ужасная молодежь у нас, пьяницы, извращенцы, наркоманы, … - ворчат, шипят, брызжут слюной бабушки-старушки в штанах, с папиросками в зубах, с площадным матом на устах … Сегодня буквально на всех перекрестках российской жизни …

Вопрос: а кого народили-воспитали эти старушки сами? – В 60-х, в 80-х, в первых годах 21-го века?! Святых подвижников?! Великих людей?! Добрых тружеников?! …

Да нет, Емелей, полеживающих на мягких диванах, вместо устаревшей и обременительной печи. А брюзжащие мамушки-старушки, не приучившие своих баловней трудиться, сами и прислуживают им вместо сказочной щуки на посылках:

- А как же иначе!? Надо мальчику (девочке) квартирку купить! Надо и машинку чадушку подарить! Надо и на ножки поставить, чтоб на первое время-то хватило! Чтоб не оголодал шибко … 

А мальчик или девочка – старушку под зад ножкой из своей жизни. На машинку сел, и укатил в счастливое будущее. Не оглянувшись. Зачем – отжила уж свое, старая?!

Это лишь гримасы современности! Но весьма актуальные: надеюсь, не надо объяснять, какие старички-старушки появятся в родной стране через пару десятков лет. Понятно – какова молодежь, таковы вскоре народятся и старики! 

Слава Богу! Есть и среди нынешних, и среди вчерашних старичков-старушек те, которых не укротило ни время, ни цивилизация, ни рыночная экономика. Они и сами трудились, и детей своих не жалели – соленым потом со слезами прокладывали путь в жизни сей. Они чаще всего и о Боге вспоминали вовремя. А, может, это Сам Бог касался их сердец и звал в храмы Божии. Этих-то старушек Он как белильник из притчи бил-колотил, раз за разом все чище умывая благодатью Божества. А они ему, знай себе, только хвалу, благодарение и славу воссылали, смиренно все колотушки, тычки и зуботычины жизненные принимая: «На все воля Божья!» И деток своих вымаливали: «Благослови их, Господи!»

Слава Богу! Некоторых старушек, которые и в 60-е, и в 80-е набедокурили по жизни немало, в храмы потянуло – штаны сменили на юбочки, папироски повыкинули, в грехах каются-плачут: «Прости, Боже милостивый, упустили мы деток своих, сами во всем виноваты! Помоги мальчикам-девочкам нашим стать людьми добрыми, христианами верными!» И этих Бог поцеловал. Он ведь радуется о каждой кающейся душе.

Не переполнены, правда, храмы. Места в них еще мно-ого. И люди-то в храмах ра-азные. Бывает, отдельные черты старушек с перекрестков мы переносим в церковную жизнь, например, непревзойденное умение всех судить-обсуждать и все рядить по-своему. Потому некоторые пару раз покаются и вздумают уж о себе, что святы. Про грешки свои напрочь забывают, начинают на других поглядывать свысока. Правила собственные в храмах Божьих устанавливают. Характеры свои и зубки острые выставляют-показывают.

Ох, и тяжело бывает порою на приходах пастырям среди «повелителей земных». Он прихожанам про смирение – они ему: «порядок должон быть»! Он им про послушание – те бубнят про свое личное мнение … Некоторые-то из нас – сами себе и пастыри, и духовники, и послушники. А все от того, что страха Божьего не имеем: «Мы же в храме! Мы же причащаемся! Мы же все правильно и делаем, и говорим, и думаем!» Часто мы становимся именно такими вот горе-праведниками, привнося в храмово-приходскую жизнь горделивый дух самомнения, непослушания, – все то, чем бесконечно прогневляем Бога и отодвигаем Его от себя САМИ за «тридевять земель». 

А скажи такому «праведнику»: «Ты лжив насквозь!» Обидится на всю оставшуюся жизнь. И «по-своему» будет прав, ведь он же хотел как лучше, даже не догадываясь о том, что понятия не имеет, а как на самом-то деле лучше. Возлюбленный Богом Давид выплакал эту мудрость: «Всяк человек ложь» (Пс. 115,2)! Он-то на собственном горьком опыте убедился – как ни благоволил к нему Всевышний (ведь было дело – Давид как заяц бегал от царя Саула, но непрестанно храним был Богом), а пришло время властвования, и царь Давид не дрогнул, обрекая мужа возлюбленной на верную смерть. Почему и оплакивал после, намно-ого позже, свое окаянство. Если вы открывали Псалтирь, могли заметить, каким непревзойденным смирением дышат богодухновенные псалмы Давидовы.

Трудно современным верующим понять, а тем более, вкусить суть и соль Православия: «Отвергни волю свою и блюди смирение во всем житие твоем – и тогда спасешься. Смирение и послушание суть искоренителие всех страстей и насадителие всех добродетелей». (Прп. Варсонофий).

Но Бог по-прежнему всех любит, всех терпит, и посылает нам скорби за скорбями, болезни за болезнями, испытания за испытаниями. А как иначе нас еще спасать – таких самонадеянных «преподобных и праведных»!!? Ох, что бы сказали про современных православных вездесущие старушки с перекрестков, доведись им подсмотреть, что случается иной раз в церковной жизни с малоцерковными людьми!? А мы ведь все без исключения почти – так малоцерковны, что и Псалтирь не читаем, и Евангелие не открываем, где апостолами четко прописаны слова Самого Спасителя: «Всяк возносяйся смирится, а смиряяйся вознесется» (Лк. 14,11).

Серафима Дарина

1058
22.12.2016 г.