Огласительные беседы
— Здравствуйте! Мы хотим покрестить нашу дочь! Можно это
Ребеночку чуть больше года от роду, но ее гиперактивность (как нынче принято характеризовать буйное поведение) предельна и бросается в глаза. Сегодня в православных храмах все чаще слышны подобные просьбы. Парадоксально, но трудно ответить на вопрос: «Хорошо это или плохо, что далекие от Бога и Церкви мамы и папы стремятся, во что бы то ни стало, покрестить своих „неуправляемых“ детей?!»
Некоторых отпугивает нововведение: перед Таинством Крещения по благословению Патриарха Кирилла,необходимо провести не менее трех огласительных бесед с людьми, которые редко посещают храм и являются не прихожанами, а захожанами Дома Божьего. Такие христиане чаще всего надеются не столько на Бога, сколько на чудо, при этом – единовременное, которое вмиг разрешит все их собственные проблемы с ребенком и его (ребенка) неуравновешенной психикой. А впоследствии живут по-прежнему, вспоминая о Боге от случая к случаю.
На беседы иногда родители охотно или вынужденно соглашаются. Даже будущих крестных, тоже в лучшем случае раз-два в год посещающих храм, уговаривают прослушать катихизатора. А потом они все, как правило, дружно забывают дорогу в храм. Спрашивается, зачем приносили ребеночка покрестить?! Бывает, откровенно отвечают:
— А потому что ничего после Крещения с ребенком не изменилось!
Другие возмущенно добавляют:
— Даже еще хуже стало! …
Не все, конечно. Есть положительные примеры. Покрестят малыша родители и начинают приносить его к Причастию, расспрашивать священника, интересоваться вопросами духовной жизни, даже сами подходят к аналою на исповедь. И меняется многое в их семейной жизни в лучшую сторону. Ведь капля по капле и камень долбит. Но таких терпеливых мало. Чаще бывает так – забежали, о Боге
Бывали, конечно, случаи в церковной практике, когда при абсолютно нецерковных родителях ребенок, начиная подрастать, вдруг заинтересуется храмовой жизнью и невольно примером своим воздействует на души своих мам и пап. Но это крайне редкие исключения из правил. В реалии дети, поступая по примеру собственных родителей, тоже отвергают Бога.
— Мы хотим покрестить нашу дочь, и пришли к Вам на беседу!
— А что вы знаете о Боге?
В ответ – заминка, растерянность:
— Ну …, Бог может нам помочь. Он же может нам помочь?!
— Может, если вы уверуете в Него искренне. Мы, православные христиане, веруем в Пресвятую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Веруем в Сына Божия, Иисуса Христа распятого, но воскресшего ради людей. Символ нашего спасения – Крест Христов. И потому мы все носим на груди нательные крестики. Кстати, а вы сами-то крещеные, вот у вас и у жены на груди нет нательных крестиков?!
— Крещеные, конечно. Только мы крестики носить не можем, — говорит жена, — я, когда дочь грудью кормлю, она с меня крест срывает, я его и сняла.
Обращаю вопрос к мужу:
— Вы грудью не кормите, почему же Вы без креста?
— Да он мне, знаете, мешает, душит
— Печально все это слышать. А как же собрались ребенка крестить?! КРЕСТить – вы слышите, в чем смысл Крещения – в Кресте! Крест – наша сила и наша слава! Но, если креститься, а крестик не носить, – бессмысленно все. Неужели вы не понимаете, что многие ваши проблемы как раз от того, что на вас крестов нет.
— А нельзя
— Нельзя! Нательный крестик – это святыня, это оружие наше против сил зла, это наш личный символ в надежде на спасение души, как пропуск в духовную жизнь. Когда ребеночка крестят, ему надевают нательный крестик, чтобы охранял его от бед и напастей. А вы его, похоже, снимете потом и с ребенка?!
— Разве недостаточно Ангела Хранителя?
— А почему вы решили, что сняв крестик, вы можете надеяться на помощь Ангела Хранителя?! Ангел будет плакать о Вашей душе, но помочь он Вам не сможет, поскольку вы добровольно отвергли Бога, сняв с себя Крест! Потому что без Креста – нет Христа и никакой надежды на спасение! … Понимаете, не все наши хотения готов исполнить Господь, но только те, которые принесут пользу душе и только искренне верующим людям.
В дальнейшем беседа закончилась примерно так:
— Ребенка надо покрестить, потому что нужно же нашей дочери помочь, в конце концов, но носить или не носить крест, мы будем сами решать, это не Ваше дело!
Мне оставалось лишь отправить «неуправляемых» родителей «неуправляемой» дочери к священнику. Но к священнику они по каким-то причинам так и не пришли …
Христос по доброй воле взошел на Крест. Христос по-настоящему умер на Кресте. Христос крестную смерть увенчал Торжеством Воскресения Своего. И все это – ради нас, упрямых и невежественных, недалеких и неразумных, суетливых и равнодушных, жестоких и бесчеловечных, в грехах погрязших народов земли.
В старину, когда люди хотели отметить беспредельную безнравственность человека, о нем говорили: «Креста на нем нет!» Сегодня без креста на груди – подавляющее большинство населения. Но поразмышляем вместе со святыми не о безнравственности современного человеческого общества, а о силе и славе Креста Христова.
«Доколе Богочеловек оставался в живых, природа как бы не хотела возмущать последних минут Его необыкновенными явлениями и страдала с Господом Своим безмолвно: одно только солнце, по выражению святителя Иоанна Златоуста, не могло освящать зрелище бесчеловечия. Но едва Господь предал дух Свой в руки Отца, как открылся ряд знамений, которые всему миру показали, что один из крестов, стоящих на Голгофе, несравненно святее храма Иерусалимского». Иннокентий, архиеп. Херсонский.
И завеса в Иерусалимском храме, отделявшая Святое Святых от взоров людских, к ужасу священников вдруг «раздралась надвое, сверху донизу», и открыла всем ковчег завета, херувимы и прочие священные вещи, которые видеть нельзя было под страхом смерти. «Храм Божий, как бы скорбя о смерти воплотившегося Бога, растерзал одежду свою, то есть, завесу». Блаженный Феофилакт.
Раздрание завесы, имевшей более двадцати пяти аршин длины и более двенадцати ширины (аршин – 72 см), было поистине чудесным … И земля потряслась, содрогнулась с такой страшной силой, что даже камни расселись; скалы треснули, распавшись не вдоль, а поперек … и все это было явное чудо Божие. «И камни расседаются, — утверждает Златоуст, — и земля трясется, чтобы познали, что Он мог и их ослепить и растерзать. Тот, Кто расторгнул камни и омрачил вселенную, не тем ли более мог сделать это над ними, если бы захотел? Но Он не восхотел этого; излив Свой гнев на стихии, Он желал спасти их кротостью».
«И гробы отверзлись (открылись погребальные пещеры в недрах скалистых гор) и многие тела усопших святых воскресли, и выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град (Иерусалим) и явились многим». Во время, когда Спаситель изнемогая, умирает на Кресте, — «и небо и земля дают Ему глас свой, и умершие проповедуют Воскресение Распятого, и самое камение вопиет о Нем». Свт. Филарет митр. Московский.
И все живое видит исполнение слова Христа, и свидетельствует, что дана Ему всякая власть на небе и на земле, что владеет Он ключами смерти и ада: «Когда вознесете (на Крест) Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин. 8:28). Евангелист не называет имена совоскресших со Христом, ибо более важно само чудо Воскресения. «Христос один умер, но не Один воскрес; Он совоскресил с Собой многих, чтобы воскресением других, подобных нам людей, утвердить надежду нашего воскресения». Свт. Григорий Двоеслов.
«Воскрешенные (Крестной) смертью Господа праведники воскресли в теле обновленном, таком, каковы будут телеса всех святых по всеобщем воскресении, и потому святые отцы думают, что они не умирали уже вновь, а сопровождали невидимо Господа на небо, при Его вознесении, составив из себя вокруг Его начатки обновленного человечества, к которому потом присоединилась Матерь Божия, взятая с телом на небо». Иннокентий, архиеп. Херсонский.
Крестом совершались и совершаются многие чудеса. Крест – великая христианская святыня. На праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня: «Крест — хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».
На нательном крестике изображен Распятый Христос – Богочеловек, победивший смерть. На обороте нательника слова: «Спаси и сохрани!» И образ Спасителя, и молитва эта питает наши надежды на личное спасение с помощью Креста Христова в Вечности. Сила и слава Креста – в Воскресении Христа. И верующие в Христа Бога, и не отвергающие креста в своей жизни, воскреснут вместе с Господом своим во Царствии Его, чтобы унаследовать дарованную Им вечную радость.
При Таинстве Крещения, священник, освящая нательный крест, читает две особые молитвы, в которых просит Господа, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!». Нательный крест — это не талисман и не ювелирное украшение. Христиане носят нательный крестик, как бы воздавая бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя от многих бед. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Нательный крест возлагается на крещаемых в исполнение обетования Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
Русские святые советовали всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения говорит опыт жизни святых и многочисленные свидетельства верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от сил зла и другие чудеса через крест являют человеку любовь Божию.
«Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — обращается к людям крещенным святой праведный Иоанн Кронштадтский и объясняет причину: — По неверию вашему».
«Мы, лукавые, пытаемся приспособить христианство к этому миру, чтобы наша вера была служанкой нашей обыденной жизни, чтобы нам было удобно и комфортно. А ведь жизнь духовная — это тесный и неудобный путь. Здесь, извини, нужно с себя шкурку содрать, и не одну, потому что грех пророс в наше естество, и божественное стало для нас противоестественным. Поэтому и нужен крест, каждому нужна своя Голгофа, чтобы умереть в страданиях греху и воскреснуть в духе. Это, конечно, не значит, что себя нужно истязать. Нужно принимать все скорби и болезни, которые обрушиваются на тебя, с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьёт, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскалённое железо под ударами молота. Если увильнёшь от ударов, то останешься бесформенным куском металла, а если потерпишь — будешь дивным произведением Божиих рук. Так что терпи, брат…» Протоиерей Василий Ермаков.
Серафима Дарина